Think over:

Learning one or more foreign languages is the true way of becoming "global".
Daniel Bernard, Hans-Frienrich Von Ploetz

Изучение одного или более иностранных языков – это и есть настоящий способ стать "глобальными".
Послы Франции и Германии в Великобритании

Моя педагогическая философия


Эссе 2011

Эссе 2011

Уча других, учишься сам.
Н.В. Гоголь

25 мая 1997 года. Последний звонок. Радость и грусть одновременно: школьная жизнь продолжается, но уже без меня. Что готовит мне будущее?...

Педагогический университет. Не потому, что хотела стать учителем. Так получилось. Много раз задавала себе вопрос: «Я учитель?» Ответить не могла, но, проходя каждый день мимо родной школы, ощущала непреодолимое желание вернуться: это мой дом, которого меня лишили…

Четвертый курс. Первая педагогическая практика. Полное погружение в профессию! Первый конспект. Первый урок. Первая тетрадь. Именно на практике я вдруг осознала, что это моя профессия, моё призвание, и я гордо заявила себе: «Я учитель!»…Учитель … А кто такой учитель?

Наверное, учитель – это ведущий за собой, решила я. И повела. Мы отправились в творческий поиск, сыграли более 10 спектаклей в школьном театре, подготовили и провели почти 30 школьных праздников, познакомились с культурой 15 городов России. Потому что этого очень хотелось мне. Но куда я вела? Хотелось верить, что в светлое будущее... к воплощению мечты, реализации возможностей… Чьей мечты? Чьих возможностей? Своих амбиций или всё-таки желаний учеников? Почему я вела их за собой? Да потому что быть проводником так увлекательно! На пути – взлеты и падения, радости и неудачи, новые открытия! Но как сделать так, чтобы мои ученики сами начали искать свой путь в жизни? Как не стать истиной в последней инстанции, а дать право на выбор и на ошибку?

Тогда, может быть, учитель – это тот, кто идет рядом с учеником? И мы пошли рядом. Мы вместе менялись, вместе росли, вместе взрослели и от этого «вместе» становились богаче! Очень скоро мои ученики сами начали выдвигать идеи, строить планы, предлагать решения. От меня ждали помощи, поддержки, совета. Не помню, кто первый предложил, чтобы имениннику в день рождения обязательно дарили кучу воздушных шариков и коллаж с подписями, сочинять сценарий. Именинник становился персоной дня! Родилась традиция, потом ещё одна, и ещё… Так кто кого ведёт?

Получается, что учитель – это тот, кто может пойти за учеником. И я пошла. Стала понимать, что многому учусь у них: доверять, не бояться, быть чуточку ребёнком и иначе смотреть на ситуацию, ценить то, что происходит здесь и сейчас, верить, что всё обязательно получится. Быть во всём «человеком», а не во всём «учителем»… Позволить себе ошибаться и не казнить себя за ошибки… Не бояться просить совета у своих учеников, таких юных и неопытных… Снова стать учеником…

Где я на этом педагогическом пути? Я по-прежнему стремлюсь вести за собой, потому что так увлекательно открывать новые миры и культуры, расширять горизонты. Но я понимаю, как важно идти рядом, вместе познавая себя, друг друга, мир вокруг нас и себя в этом мире. И мне так нравится идти за ними, за их желаниями и потребностями, смотреть на мир их глазами. И получается, что вся жизнь учителя, вся моя жизнь – это поиск себя на этом пути.