Think over:

Learning one or more foreign languages is the true way of becoming "global".
Daniel Bernard, Hans-Frienrich Von Ploetz

Изучение одного или более иностранных языков – это и есть настоящий способ стать "глобальными".
Послы Франции и Германии в Великобритании

Моя педагогическая философия


Эссе 2007

Эссе 2007

Школа – мой дом, причем, первый, а не второй: провожу здесь много часов – веселых, грустных … разных. И каждый день открываю что-то новое: в себе, в учениках, в жизни.

Постоянно учусь, пусть и на своих ошибках. Несу ответственность за будущее поколение, творю, ищу, как лучше. Ведь они (ученики) возьмут то, что я им предложу.

Мне доверяют, меня уважают, иногда ловят каждое слово, на меня смотрят во все глаза, значит, я не должна ошибиться. Я должна знать ответы на миллионы вопросов, уметь спорить, принять вызов, достойно выйти из ситуации, помочь, принять, простить, сделать скидку, дать право выбора, право на ошибку и право на вопрос (даже самый каверзный), никого не оборвать, не критиковать, дать возможность спорить и победить в этом споре. Мой принцип: не позволяй себе того, чего не позволяешь ученикам. Требуешь школьную форму – поддерживай соответствующий внешний вид. Хочешь, чтобы не забывали вторую обувь, – приноси «сменку» для себя. Не опаздывай, отвечай за свои поступки. Держи марку.

Учитель не враг и не последняя инстанция. Он умеет признать и поражение, и неправоту. Он друг, помощник, поддержка. Никогда не прогонит, все выслушает, даже если в этот момент ему самому нелегко. Но он имеет право на такое же отношение к себе: попросить о снисхождении, поддержке, человеческом отношении, он полноправный участник договора, может требовать компромисса, делиться тем, что интересно ему. Учителю позволено смеяться и плакать вместе с учениками. А потом – вперед, в звездное будущее! Потому что у каждого – свой талант, нужно только помочь его раскрыть.

Очень важно в погоне за жизнью, среди суеты и ежедневных проблем, не упустить чуда – поймать радость общения друг с другом.

Здесь все серьезно. Для нас – пустяк, для них – беда. Спустись к ним, пойми, встань на их позицию. Не сравнивай с собой – они другие! Учись у них. Не скрывай своих чувств, не пропускай мелочей, умей наказать так, чтобы не осталось обиды, а было понимание: этот поступок – не самый лучший.

Где правда? Где золотая середина? Демократия, либерализм, авторитаризм… Главное честность, доверие, любовь и желание быть вместе.

Школьные годы чудесные? Сделай их такими! Это в твоих силах, ты здесь главный. Реши, чего ты хочешь, и подумай, как этого добиться. Следуй своим принципам, не иди на сделку с совестью, будь честным с собой. Но не забудь уступать, давать право голоса, никогда не решай за учеников. А если что-то не получилось, не падай духом. Если не прозвучало «нет» в ответ, если уверен, что они не подведут – у тебя надежная опора.

В каждом из них – твоя частица. Это часть твоей души, это тепло твоего сердца.

Если ребенок упал – помоги ему подняться, если замерз – согрей теплом души, если голоден – накорми, если боится – ободри, а ленится – зови за собой, увлеки, пусть проснется интерес к жизни.

Если ошибся, потерял, упустил – это обидно, но не опускай руки. Протяни их детям. И пусть ребят много, а руки всего две. Подержись за каждого и дай возможность каждому подержаться за тебя. Вы сразу почувствуете, как нужны друг другу.

Мы в ответе за тех, кого приручили. Не я и они, а мы, и мы вместе. Это наши дела, наши проблемы, наша жизнь, и эту жизнь нужно прожить достойно: все попробовать и все успеть. Это страшно и интересно, это страшно интересно!

Учитель – благодарная профессия. Ты испытываешь радость, когда у ребят что-то получается, когда они начинают справляться без твоей помощи, проявляют инициативу, взрослеют на твоих глазах. Интересуйся тем, что небезразлично им, докажи, что они сами тебе интересны. И тогда обязательно выяснится, что ты тоже им интересен.

Педагог – это судьба и … диагноз.