Think over:

Learning one or more foreign languages is the true way of becoming "global".
Daniel Bernard, Hans-Frienrich Von Ploetz

Изучение одного или более иностранных языков – это и есть настоящий способ стать "глобальными".
Послы Франции и Германии в Великобритании

Педагогический опыт


Активизация мыслительной деятельности учащихся
путем применения техник проблемного обучения
в рамках компетентностного подхода на уроках английского языка


<Теоретическая основа опыта

Практическая реализация идей проблемного обучения на уроках иностранного языка

Иностранный язык не теоретическая дисциплина. Язык – это в первую очередь средство общения. Преподавание иностранного языка решает практическую задачу формирования умения использовать язык как средство общения, а значит, из всего арсенала средств проблемного обучения необходимо выбирать те, которые будут содействовать решению этой практической задачи.

Объем информации, поступающей извне, увеличился, поэтому репродуктивный способ освоения знаний становится неэффективным. Передо мной стоит задача научить учащихся думать, находить проблему и пути ее решения, творчески применять материал, адаптировать его к разным ситуациям, использовать в новых условиях ранее полученные знания. Для этого на уроках мною применяются элементы проблемного обучения как при введении учебного материала, так и при его отработке и контроле ЗУН. Накоплен достаточный материал, разработки различных тестов, а также упражнений для работы над текстами учебника.

Задания учебника довольно редко являются проблемными. Но по мере желания можно внести элемент проблемности практически в любое задание и в любой вид деятельности. 


Работа над лексическим материалом

Невозможно освоить иностранный язык без знания лексики. При изучении лексики мною применяются лингвистические задачи, целью которых является не непосредственное овладение речевой деятельностью, а усвоение языковых форм и их значений. Проблемная составляющая позволяет таким образом организовать учебный материал, что это делает работу более интересной и увлекательной.

Введение незнакомой лексики я сознательно осуществляю в классе, причем делаю упор на запоминание слова и усвоение способов его употребления уже на уроке, чтобы избежать перегрузки учащихся домашним заданием. Уже на этом этапе учащиеся становятся в позицию лингвистов - исследователей, анализируют представленный материал, выдвигают гипотезы, осуществляют синтез, и делают выводы.

Лексика вводится тремя блоками:

a) слова, о значении которых можно догадаться (интернациональные слова), например:

industry
official

Интернациональные и созвучные словам родного языка лексические единицы вводятся таким образом, чтобы развивать языковую догадку и облегчить запоминание слова. Обязательно отрабатываются все возможные производные от данного слова, что позволяет применить изученный материал (правила словообразования) в новых условиях.

b) слова, о значении которых можно догадаться (слова, состоящие из знакомых словообразовательных элементов), например:

careful (care + ful)
carefully (careful + ly)

Здесь работа идет именно в области словообразования. По словообразовательным элементам учащиеся определяют принадлежность слова к какой-либо части речи, прогнозируют иные возможные производные, а затем догадываются о значении слова, исходя из знакомого корня либо контекста, предоставляемого учителем.

c) контекст, в котором употребляются новые слова, например

kingdom (n): a kingdom – kingdoms. A kingdom is a country ruled by a king or a queen. (Королевство: королевство – это страна, управляемая королем или королевой.)

При постановке проблемной задачи на определение слова на основе контекста учащийся устанавливает связи между словами и другими элементами текста, анализирует текст, определяет место этого слова в контексте, в результате чего осуществляется непроизвольное запоминание.

Усложнить задачу можно, используя другой вариант проблемного изложения материала, - привести ряд незнакомых слов целиком. В этом списке предлагаю найти слова, которые по звучанию или написанию напоминают русские. Так устанавливаем связи между русскими и новыми английскими словами. Далее знакомлю учащихся с примерами употребления слов в речи, уточняя таким образом их значение в английском языке. После определения слов, близких по значению русским, школьники находят в списке те лексические единицы, которые им напоминают уже изученные слова. Употребление новых слов в контексте позволяет уточнить их значение. Оставшиеся слова объясняю на английском языке в процессе их употребления в речи. Такое проблемное изложение нового материала не только вызывает интерес учащихся, но и способствует созданию дополнительных ассоциаций, а следовательно, улучшает запоминание новых слов. Уровень проблемности можно менять, если исключить подсказки учителя, направляющие поиск.

При определении дифференцирующих признаков синонимов учащиеся должны догадаться о значении новых слов, используя контекст, анализируя словообразовательные элементы, сравнивая их со словами родного языка, сопоставляя их по грамматическим признакам и т.д. Для дифференциации значения синонимических слов учащиеся получают ряд ситуаций – предложения с заданием установить особенности употребления слов, значение которых в словаре одинаково. Только активная аналитическая работа по сравнению контекстов и ситуаций обеспечивает решение проблемы. Эта работа может проводиться на разном уровне проблемности. Если в предложении или тексте, на основе которых идет сравнение и определение признаков синонимических слов или выражений, выделить эти элементы, то это может быть подсказкой для учащихся и облегчит им работу. Использование таких подсказок зависит от сложности задания, общего объема работы с таким материалом и общей подготовки учащихся.

Проблемным путем можно обучать выведению значений аффиксов. Учащимся дается задание по словарю определить значение однокоренных слов и вывести значение аффиксов.

Можно использовать этимологизацию для раскрытия значения слова. В некоторых случаях можно исходить из аналогии с родным языком, например, с помощью русского слова "кондуктор" или "проводник" (существительное) необходимо определить возможные значения английского слова " to conduct " – "сопровождать, проводить" (глагол).

При закреплении и контроле лексического материала мною обязательно используются проблемные задания - анаграммы, клоуз-тесты, задания на употребление лексических единиц в затрудненных условиях, а также задания на творческое применение изученного, например, составление рассказа с употреблением изученных слов (тема может быть дана, либо быть свободной), рекламного проспекта, заданий для одноклассников, причем задача тем сложнее, чем менее соотносится предложенная тема от набора изученной лексики. Подобные задания позволяют не только легко и быстро проконтролировать усвоение материала, но при этом повысить мотивацию и способствовать углублению познавательного интереса учащихся. Занимательные задания, которые ставят учащихся в роль учителя или ученого, не дают им скучать, соревновательный характер обеспечивает общую включенность в процесс и высокий темп работы:

  • анаграммы ( см . Приложение 4 )
    Guess the words (Угадай слова):

    mrah (harm)
    lbsimopise (impossible)
    torectp (protect)
    macilt (climate)
    tehrbea (breathe)
    limd (mild)
    yrotcaf (factory)
    oselbisp (possible)
  • задание на исправление ошибок в словах и предложениях
    Correct my mistakes ( Исправь ошибки):
    a maild claimit
    a posebl pleis but imposeble taim
    Fektorys does a lot of ham.
    To briv fresh air we mast protekt neitcher.

    Учащиеся с удовольствием примеряют на себя роль учителя и в дальнейшем этот навык помогает им при само- и взаимоконтроле.
  • упражнения на сопоставление , которые помогают учащимся догадаться о правилах употребления того или иного слова, например:
    Read & compare (Прочитай и сравни):
    The water is clean . You can see little fishes swimming in it.

    Вода чистая (прозрачная) . Можно видеть, как в ней плавают маленькие рыбки.

    The sky is clear : there are no clouds.

    Небо чистое (ясное) , нет ни облачка.

    Lake Baikal is the biggest reservoir of pure drinking water.

    Озеро Байкал – самое большое хранилище чистой питьевой воды в мире.

    При самостоятельном анализе данного контекста даже слабые ученики очень быстро дифференцируют данные синонимы, прочно усваивая правила их употребления. Это маленькое самостоятельное исследование активизирует познавательную деятельность, формирует познавательный интерес и повышает мотивацию. Каждый стремится первым докопаться до сути явления.
  • воспроизведение лексических единиц в затрудненных условиях . Несмотря на то, что здесь мы имеем дело с репродуктивным процессом, затрудненные условия требуют других знаний, их интеграции, что является неожиданным для учащихся и создает проблемную ситуацию. К таким заданиям относятся:
    • решение и составление кроссвордов , что помогает активизировать знания учащихся, протекает в условиях активной мыслительной деятельности и вызывает эмоциональное удовлетворение, что способствует формированию познавательного интереса и повышает интерес к самому предмету. Работа с кроссвордами способствует углублению страноведческих и филологических знаний учащихся.
    • задания на перечисление групп слов, обладающих или не обладающих определенными признаками , которые подбираются в зависимости от этапа обучения и в соответствии с изучаемой тематикой. При выполнении такого рода заданий проблемность достигается за счет привлечения знаний из других областей науки ( Перечислите полезные ископаемые, которые имеются на Британских островах? Какими полезными ископаемыми богата Россия? Какие животные, обитающие в Австралии, вам интересны? Какие животные занесены в Красную книгу? О каких поэтах, писателях, ученых, прославивших Россию, вы бы рассказали своему другу по переписке? и т.д.)
  • клоуз-тест : Пропуск слов в таких деформированных текстах осуществляется в определенном порядке. Задача учащихся – восстановить текст: вместо пропусков вставить опущенные слова. Для правильного восстановления пропущенных элементов они должны осуществить ряд действий: обработать смысловую информацию предшествующей и последующей частей текста, особенно микроконтекст пропуска, проанализировать грамматическую схему этого микроконтекста; извлечь из долговременной памяти слова, смысловая сочетаемость которых с данным контекстом наиболее вероятна; грамматически упорядочить все элементы и включить их в грамматическую схему данного отрезка текста. В результате этих действий, включающих ряд операций, решается возникшая перед учениками ситуативная задача проблемного характера. Обычно клоуз-тест состоит из 20-50 подобного рода задач (см. Приложение 2).

    Fill in the gaps using the words given below ( Заполните пропуски слова , данными ниже ).
    Russia as every country has its own traditions and … . I … you know some of them, for example Maslenitsa. During this holiday people in towns and … cook … . Some prefer to eat them with …, others with … or … .

    S. Korolev was a famous … . His … theories and discoveries changed a lot in the world of … and let Yuri Gagarin become the first man in the world who had a journey in … around the world on board the … "Vostok" on April, 12 1961 .

    The words:
    space - custom - spaceship - pancake
    hope - science - caviar - village
    scientist - sour - cream - scientific - honey

    Уровень проблемности увеличивает тот факт, что слова к обеим ситуациям даны вместе и, прежде чем заполнять пробелы, необходимо выяснить, какие слова относятся к какой ситуации. Учащиеся должны подобрать не только подходящее по смыслу слово, но и включить его в наличную грамматическую структуру предложения. Сильным учащимся список слов можно не давать, т.е. каждый получает дифференцированное задание.Мною был разработан сборник клоуз-тестов при обучении аудированию к учебнику О.В Афанасьевой, И.В. Михеевой English VI ( см. Приложение 3 ).
  • тесты " multiple choice " (тесты множественного выбора): Проблемный характер имеют тестовые задания, содержащие проблему, т.е. трудность, связанную с имеющимися различиями в тестируемом лингвистическом явлении в родном и иностранном языках. Примеры таких заданий (фонетические, лексические, грамматические тесты) содержатся в отечественных и зарубежных руководствах по лингвистическому тестированию. Мною разработаны подобные тесты для контроля ЗУН учащихся по грамматике и лексике УМК III - XI классов.

Для контроля лексических и орфографических навыков можно использовать различные тесты проблемного характера, например:

c – 6 key: caviar
c – 6 custom
s – 5 space
s – 7 science
s – 9 spaceship
s – 9 scientist
s – 10 scientific
s – 4 c – 5 sour cream

Данный тест позволяет регулировать уровень проблемности: слабому ученику можно объяснить, что s или c – это первая буква слова, а цифра – количество букв в нем; сильный ученик должен об этом догадаться сам. 

Наверх


Обучение говорению

Научить ученика применять уже усвоенный материал в новой ситуации, повысить мотивацию, создать креативную ситуацию на уроке помогут проблемные задачи на стимулирование высказываний в определенной ситуации общения, когда учащийся при этом должен комбинировать, объединять языковой материал, полученный в процессе работы над соответствующими темами устной речи или текстами учебника.

Сейчас в методике очень популярен метод драматизации диалогов, как предложенных авторами учебника, так и составленных самими учениками, так как позволяет оживить урок, а также проявить скрытые таланты, например актерские. Этот метод не просто решает задачу обучения говорению, но и позволяет создать креативную ситуацию на уроке, развивает творческое мышление учащихся и повышает мотивацию. Для решения поставленной задачи учащиеся должны продумать структуру диалога, портрет персонажей, реквизит, вжиться в роль. Повысим уровень проблемности – попросим представить диалог от лица противоположного пола, от имени неодушевленного предмета, изменить место, тему, время разговора. И вот мы слышим не просто зазубренное воспроизведение, а видим игру на зрителя, стремление донести идею всеми возможными способами, выйти из затруднительной ситуации пусть даже путем жестов и мимики – ведь акт коммуникации состоялся! ( Например, при изучении темы Health (Здоровье) в 6 классе я предложила участникам творчески переработать и драматизировать диалог учебника – A Visit to a Doctor (Визит к врачу). Итогом задания стали красочные театрализованные сценки: учащиеся перевоплотились в пациентов с различными заболеваниями и специалистов разного профиля, не просто изменив лексическое наполнение диалога, но подобрав соответствующую атрибутику – белый халат, стетоскоп и т.п., сымитировав поведение участников диалога .)

При выполнении заданий на осмысление на иностранном языке различных чертежей, технических рисунков, географических объектов на карте, геометрических фигур, решении математических задач познавательная активность направлена на решение различных вопросов, непосредственно не связанных с лингвистическими факторами (знание отношений физических, химических, биологических и т.п. объектов). Чаще всего подобные задания мною применяются при изучении географического положения стран. При осмыслении карт предлагаю учащимся сделать выводы о климате, флоре и фауне, выгодном или невыгодном положении и т.п.; при изучении схем и планов населенных пунктов - составить туристический маршрут, найти более короткий и удобный, безопасный путь и т.д. (см. Приложение 5)

Для побуждения к речевым действиям я также использую проблемные вопросы и проблемные речевые ситуации . Проблемная речевая ситуация провоцирует продуктивную речь, т.к. в проблемных речевых ситуациях неизвестно либо о чем говорить (предмет действия), либо как выразиться в данном конкретном случае (способ действия). Это могут быть ситуации:

  • когда необходимо, например, выиграть время (поговорите несколько минут с посетителем, пока я вернусь),
  • при нестандартной провоцирующей реплике собеседника ( Я здесь совсем недавно. Где я могу купить фотопленку?)
  • при необходимости самому найти такую реплику (Вам предстоит долгий перелет и вам очень нравится ваша спутница.)

Я использую проблемные задания на разных этапах обучения. Для начинающего этапа (младшие классы) применяю поисково-игровые задания, направленные на развитие остроты наблюдения, воссоздающего и творческого воображения, а также различных типов мышления, например:

  • соедините цифры до рисунка (цифры написаны на английском языке),
  • найдите различия между картинками,
  • найдите путь на карте,
  • составьте картинку из компонентов

(задания позволяют отрабатывать определенную лексику и грамматические явления).

Для более продвинутого этапа (среднее звено) подойдут познавательно-поисковые : на систематизацию и обобщение, на интерпретацию представленной информации, перекодирование вербальной информации в схематическую, например:

  • выберите из текста информацию,
  • оформите ее в таблицу,
  • составьте по таблице рассказ;
  • составьте рассказ по схеме,
  • составьте вопросы по таблице,
  • переделайте текст в схему,
  • проведите анкетирование,
  • составьте анкету, викторину.

При изучении темы «Уэльс» в 6 классе учащиеся читают диалог – разговор двух подруг о подготовке к докладу по Уэльсу. Предлагаю составить им таблицу следующего содержания:

  • географические положение,
  • столица,
  • крупные города,
  • население,
  • символ,
  • обычаи и традиции,
  • язык.

По таблице составляем рассказ о стране изучаемого языка, добавляя недостающий материал, готовим вопросы для викторины (повторяем грамматический материал), таким образом данный вид работы позволяет включить учеников во все четыре вида деятельности (аудирование, чтение, говорение и письмо).

На самом продвинутом этапе (старшие классы) возможно использование ролевых игр, познавательно-исследовательских проектов, иноязычных дискуссий (реальная коммуникативная ситуация в рамках обозначенного контекста).

Переработка текста в диалог позволяет работать над развитием диалогических навыков, обратная операция учит вычленять из диалога необходимую информацию и оформлять ее в монологическое высказывание разного содержания – от научной статьи до рекламного объявления, что также позволяет работать над стилистической стороной речи. Например, при изучении темы «Великобритания» в 6 классе, учащимся можно предложить следующие задания:

  • Прочитайте диалог, в котором девочка рассказывает подруге о том, как она готовила доклад по Уэльсу и составьте на его основе научную статью об этой стране.
  • Прочитайте текст о Великобритании и составьте диалог, используя полученную информацию.

Проблемность задания можно регулировать: учащимся будет проще работать, если определить тему диалога (например, ваши впечатления от поездки в страну ) или действующих лиц (например, учитель и ученики ).

Такие задания, безусловно, способствуют повышению интереса к предмету и способствуют развитию логического и творческого мышления школьников.

Наверх


Обучение грамматике

При работе над грамматическим материалом я также применяю проблемные задания для того, чтобы активизировать восприятие нового материала и поставить учащихся в роль исследователей.

Например, после объяснения способа образования времени the Past Continuous Tense , даю ученикам следующее задание на самостоятельное выявление правил его употребления:

Read & compare: (Прочитай и сравни: в каких случаях употребляется the Past Continuous Tense)

past indefinite
past continuous
He played tennis yesterday .
Он играл в теннис вчера .
He was playing tennis at 4 o'clock yesterday .
Он играл в теннис в 4 часа вчера .
He read this book 3 weeks ago.
Он прочел эту книгу 3 недели назад .
When I came he was reading a book.
Когда я пришел , он читал книгу

Проблемное изложение возможно применять при изучении времен. Исходя из названия времени, предлагаю учащимся вывести формулу образования, а также попробовать спрогнозировать случаи его употребления, что облегчает запоминание и делает сам процесс более интересным. Случаи употребления времени можно вводить при помощи контекста, где учащиеся ставятся в роль исследователей и сами выводят правило, опираясь на предоставленный материал. Доля помощи учителя регулирует уровень проблемности. Например:

  • Определите формулу образования Present Perfect Continuous Tense и случаи его употребления. Исходя из названия учащиеся определяют, что время образуется при помощи вспомогательных глаголов have ( present perfect ) и be в третьей форме been и ing -формы смыслового глагола ( continuous ), время употребляется для обозначения действия, которое произошло в прошлом, но связано с настоящим ( present perfect ), и носит длительный характер ( continuous ).

Следующая проблемная задача поможет учащимся разобраться в употреблении предлогов of и from с глаголом to make .

TO MAKE
OF
FROM
This table is made of wood.
The watch is made of gold.
Cheese is made from milk.
Sour cream is made from milk .

Учащимся предлагается догадаться, в зависимости от каких условий мы употребляем эти два предлога (Если вещество или материал, из которого изготовлен предмет, изменил свои физические свойства, используется предлог from , если нет - of ). Для облегчения задачи можно использовать наводящие вопросы. Действительно, наблюдается значительное повышение познавательной активности, т.к. употребление разных предлогов в одной и той же ситуации "сделан из" кажется абсурдным и вызывает естественный вопрос "почему?".

ЗУН по определенной грамматической теме проверяются через клоуз-тесты, в которых пропущены грамматические явления, что позволяет экономить время и обучать работе с тестами ( см. Приложение 2 ).

Наверх


Работа с текстами при обучении чтению, говорению и аудированию

Не секрет, что современные дети не любят читать. Естественно, что передо мной встал вопрос, как разбудить их интерес, какими методами приобщить к чтению на иностранном языке. И здесь на помощь пришел проблемный подход: он способствует развитию способности к прогнозированию, творческого воображения и повышает мотивацию. При проблемно – поисковой организации урока создаются такие условия, которые побуждают ученика самостоятельно искать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и обобщать ее на иностранном языке.

Большие трудности вызывают у учащихся задания на аудирование, так как им тяжело воспринимать иноязычную речь на слух, без зрительной опоры. Их внимание отключается, и результатом является полное отсутствие интереса и мотивации к таким занятиям. Продуктивность подобного рода работы очень низкая.

Для стимулирования познавательной активности, которая селективно направлена на получение определенной информации, я использую так называемые "предвопросы" ( forequestions ) при восприятии иноязычного текста (на слух или при чтении). Это позволяет сконцентрировать внимание учащихся:

Например, при изучении темы «Путешествия» в 11 классе учащимся предлагается прослушать текст A Drive In a Motor Car (Поездка на автомобиле) и выполнить два задания:

а) из предложенных предложений выберите те, которые соответствуют содержанию текста;

б) вспомните, в каких предложениях текста употребляются новые слова.

С позиции проблемного подхода этих заданий явно недостаточно. До предъявления текста я предлагаю учащимся «предвопрос»:

  • прослушайте текст и скажите, почему девушка надела перчатки и повязала шарф на голову (мода того времени).

Стимулровать речевые действия при этом помогают следующие задания. Перед прочтением или прослушиванием текста я предлагаю учащимся следующие вопросы:

  • по названию текста попробуйте спрогнозировать содержание рассказа,
  • каков возраст героев рассказа,
  • место и время действия.

Предположения варьируются касаемо места действия, но учащиеся сходятся в определении возраста героев - молодые люди, времени года – лето.

Далее ввожу слова, необходимые для понимания текста – collide (столкнуться), crash (врезаться), windscreen (ветровое стекло) и др. Учащиеся уточняют свои догадки – в тексте будет упоминание об аварии и ее причина – дождь. Таким образом, учащиеся внимательно слушают рассказ, чтобы проверить свои догадки, которые не подтверждаются – время года зима, а причина аварии – неопытность водителя.

Мотивирую потребность высказаться при помощи послетекстовых вопросов . Проблемность заключается в том, что вопросы напрямую не связаны с текстом. В данном случае это следующие вопросы:

  • каковы были правила и традиции вождения автомобиля в 20-е годы 20 века и как водит автомобиль современная молодежь,
  • каковы, по вашему мнению, причины автомобильных аварий в наши дни,
  • каковы, на ваш взгляд, последствия появления огромного количества автомобилей на улицах нашего города.

В соответствии с темой рассказа это также могут быть вопросы о защите животных или о загрязнении окружающей среды, вопросы этикета, нравственности:

  • как вы лично можете защитить животных,
  • что вы можете уже сейчас предпринять для предотвращения загрязнения окружающей среды,
  • как вести себя в театре,
  • как поступить в ситуации выбора.

Активизировать мыслительную и речевую деятельность помогают и другие элементы проблемного обучения:

  • пересказ от лица неодушевленного героя или животного (например, от лица собаки главного героя, которая не принимает активного участия в событиях рассказа),
  • переработка диалога в монолог и наоборот.

Уровень проблемности можно регулировать: сильным ученикам способ выполнения задания не объясняется, а слабым можно дать некоторые подсказки либо примеры.

  • вопросы о недостающей информации (какой информации, по вашему мнению, в тексте не хватает, что бы вы добавили в текст, если бы были автором данного учебника – при изучении англо-говорящих стан, например),
  • личностно значимые вопросы (автомобиль вашей мечты).

Такие вопросы пробуждают желание выразить себя и являются мощным стимулом к потребности высказаться.

  • придумайте окончание рассказа.

Подключается воображение и ученик, сталкиваясь с недостаточностью знаний, испытывает в них потребность и предпринимает самостоятельный поиск. Например, домашним заданием после прослушивания текста “ Worse Than a Small Child ” было сочинение окончания рассказа. Отец повез детей в парк аттракционов и сам катался больше, чем дети, потратил все деньги и только тогда успокоился. На вопрос дочери, почему папа ведет себя как маленький ребенок, мать ответила, что он хуже, чем маленький ребенок, потому то у него есть свои собственные деньги! Чего стоит такой вариант завершения рассказа, как предложение поставить отца в угол, как маленького провинившегося ребенка!

Мотивировать учащихся, повысить познавательную активность позволяет работа над измененным текстом , при этом возможно индивидуализировать и дифференцировать задания, меняя степень сложности. Например, при работе над текстом “ Swan Lake ” в 8 классе трем группам учащихся предлагаются три варианта одного и того же текста (см. приложение), в одном из которых части текста переставлены, в другом пропущены слова, в третьем не хватает предложений, которые нужно составить из приведенных после текста слов. В результате переработки текста у учащихся всех групп должен получиться один и тот же вариант. Это задание позволяет добиться включенности учащихся в занятие, реализовать воспитательные цели – научить работать в группе, слушать и слышать товарища, принимать другую точку зрения, осуществить взаимоконтроль и активизировать мыслительную деятельность учащихся, направленную на применение полученных знаний лексики и грамматики в новой ситуации.

Такой вид работы способствует не только развитию творческого мышления на уроках иностранного языка, но и повышают мотивацию его изучения, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к текстам. С одной стороны, он позволяет совершенствовать грамматические и лексические навыки, с другой, активизирует мышление, задействует воображение, и эффект от такого рода заданий гораздо выше, чем от заданий репродуктивного характера.

На мой взгляд, очень продуктивно использовать проблемные задания в качестве домашних, что исключает возможность списывания и повышает познавательную активность учащихся (см. задание к тексту “ Worse Than a Small Child ” ).

Наверх


<Теоретическая основа опыта